10 любимых фильмов Андрея Тарковского
1. «Мушетт» Робера Брессона | 1967
2. «Персона» Ингмара Бергмана | 1966
3. «Женщина в песках» Хироси Тэсигахара | 1963
4. «Причастие» Ингмара Бергмана | 1962
5. «Назарин» Луиса Бунюэля | 1959
6. «Земляничная поляна» Ингмара Бергмана | 1957
7. «Семь самураев» Акиры Куросавы | 1954
8. «Угетсю-Моногатари» Кендзи Мидзогути | 1953
9. «Дневник сельского священника» Робера Брессона | 1950
10. «Огни большого города» Чарли Чаплина | 1931
* * *
«В фильме Ингмара Бергмана «Шёпоты и крики» есть эпизод, о котором я часто вспоминаю. Две сестры, ехавшие в отчий дом, где умирает их третья сестра, оставшись наедине, вдруг ощущают в себе прилив родственной близости, ту человеческую тягу друг к другу, которую не подозревали в себе ещё за минуту до этого. И тут же возникает щемящее ощущение пробуждённой человечности, которое тем более волнует, что в фильмах Бергмана такие мгновения мимолётны, скоротечны. Люди в его фильмах ищут и не могут найти контакта, и в «Шёпотах и криках» сёстры тоже так и не могут простить друг другу, не могут примириться даже перед лицом смерти одной из них. Но чем больше они истязают и ненавидят друг друга, тем острее, разительнее впечатление, которое производит сцена их душевного порыва. К тому же вместо реплик Бергман заставляет звучать виолончельную сюиту Баха, что сообщает особую глубину и ёмкость всему, что происходит на экране, придаёт покоряющую убедительность стремлению режиссёра недвусмысленно выразить здесь то позитивное начало, которое обычно едва прослушивается в его суровых и горьких картинах. Благодаря Баху и отказу от реплик персонажей в сцене возник как бы некий вакуум, некое свободное пространство, где зритель ощутил возможность заполнить духовную пустоту, почувствовать дыхание идеала».
Андрей Тарковский. Интервью журналу «Искусство кино»